2017-2018

Н-да, продуктивность у меня неплохая, 2 поста за год. Подходит конец года и нужно немного подвести итоги. В этом году работы было не просто много, а очень и очень много. Но все труды были вознаграждены. К сожалению, жизнь динамична и много планов, которые строил год назад, пришлось по ходу корректировать. Буду писать кратко, тезисами, но кому нужно, тот смысл поймет.

Криптовалюты

В начале года не думал, что буду серьезно заниматься этим вопросом. Хотя во второй половине года, когда курс перешагнул 5К, я начал вливаться в эту тему. Сам я вошел в биткоин в январе 2015 на сумму 3-5 годичного внедорожника. Всю крипту сейчас держу. Продал только 164 биткоина. Реально, это сложно каждую минуту думать о курсе. Плюнуть и слить — очень сильное желание. Я чуть это не сделал, когда курс перевалил за отметку 10К. Но все же, после Нового года принял решение продать 50%.

Что я вообще думаю о крипте? Ничего хорошего. Но на этой волне можно заработать. Что я и делаю. Планов по крипте также очень много. На реализацию планов я не буду выделять ни 1$ своих средств. Что мне дала крипта, то и буду использовать. Ну разве что свободное время.

Планы по крипте:

  • 21 декабря еду в Китай проконтролировать отгрузку и отправку 300 асиков s9. Оплата биткоином. Рискованно? Конечно.
  • Уже есть бумажный договор с ДЦ о размещении — электричество и полное обслуживание — 120$\мес\асик. Дорого? А пофиг. Все равно в плюсе. В планах построить свой ДЦ, но это в планах. Пока ставим в этом, если все ОК, построим. Доходность 1 асика на 19.12 — в районе 700$. Окупаемость: 3-4 мес.
  • Если пойдет — сделаю сервис-облако. Но здесь есть нюанс юридического регулирования всего этого.
  • После Нового года продам часть биткоинов и инвестирую в несколько облачных сервисов майнинга.
  • Если все упадет в 0? Мне пофиг. Начальные инвестиции отбиты. Дальше играю на чужие. А чужие — не жалко.

Сайты

Объединил все сайты в единый кластер, так будет проще:

  • Контент-сайты. Мне они все менее и менее интересны. Сегмент перегрет. Хотя не скрою, здесь можно зарабатывать и хорошо зарабатывать. Уже определил сайты, которые после Нового года будут проданы. Оставлю только самые крупные и самые интересные. Точечно делал проекты как под РУ, так и под бурж. Но рост сайтов очень медленный, даже если и за неделю влить в него 2К статей — выхлоп не тот, что был раньше.
  • Интернет-магазины. Некоторые закрыл, некоторые открыл. Здесь тоже все точечно, под имеющийся трафик.
  • Проекты под бизнес. Растут, развиваются. Не сказал бы, что там феноменальный результат, но плюс хоть небольшой, тоже плюс.
  • Доры. Просто сказка. В этом году трафик с доров превысил трафик с белых сайтов. Над белыми сайтами работает только авторов более 400 шт. Над дорами работает 5 авторов и еще 7 человек. Хотя это я бы не сказал, что дорвеи. Просто сайты на спаршенном контенте. в месяц поднимаем до 300 проектов. На большинстве проектов стоит Адсенс и РСЯ. И вполне легально. За 2 года, что я занимаюсь дорами и всех сайтах где стоял контекст — не было ни единой жалобы. Нет, вру, была. Адсенс один раз прислал телегу, что реклама вверху мешает мобильным юзерам смотреть контент. Но это мелочь и она была оперативно исправлена. За прошлый месяц среднесуточный трафик на дорах был более 1.5 млн. Вопрос: нафига вливать лям рублей в статейник, который будет давать ХЗ когда ХЗ сколько рублей. У меня себестоимость дора — это цена домена + до 100К контента — итого до 5К рублей. За лям делается 200 доров, которые приносят от 300$ на адсенсе в сутки уже через 2-3 мес. Иногад сразу. Да, это неликвид, его не продать на Телдери. Но это быстро и эффективно.
  • СРА. Ничего интересно, все еще реселлим большую часть офферов. Часть делали уникальными под свои магазины. Но это маленькая часть.
  • Соцсети. Работаем в лайт-режиме. Группы растут и это радует.

Бизнес

Фермер. Проект отработал свой второй сезон. Работает очень продуктивно. Эффективность выросла в разы. Количество клиентов проекта растет, как и точек сбыта. Начали продажу переработанной продукции по госконтрактах для вооруженных сил. Пришлось построить небольшой цех по переработке. А это + 20 рабочих мест. Для села — это вообще бомба, ибо нового там не открывалось ничего с 1991 г. Засадил все 20 г. малиной. Часть очень крутой малиной (всего 2500 кустов). Так вот эту малину лично я кушал до заморозков, практически до ноября. Жаль, больше нет саженцев, но на следующий год будет еще 2500 кустов. Буду ими заменять обычную. В целом, направление растет по объему и доходу примерно в 10 раз за год.

Склады. Выделил направление, в которое зашел с инвестором. Уже готовы 2 склада (куплены за деньги инвестора). Еще определенное количество возле 6 крупнейших городов будет построено\куплено в следующем. Занимаемся перевалкой в основном продуктов питания, фасовкой. Начали заниматься логистикой.

Транспорт. Это 100% мой бизнес, который я начал развивать как-то спонтанно, но сейчас он вышел на новый уровень. На данный момент у меня автопарк состоит из 30 автомобилей. Все кредитные. Занимаемся перевозками. Плюс разработал проект по строительству 8 перевалочных хабов. Цель, чтобы водители курсировали только между определенными хабами и в районе их размещения. В следующем году запускаем в тестовом режиме. Уже есть очень серьезная заинтересованность в данном проекте в ЕС, приезжали гонцы, но я им ничего токового не рассказал, ибо сделаю сами, а мне из яблочка оставят только корешок.

Продажи. Это тоже совместный проект с инвестором. Разработка ПО полностью завершена. Есть интеграция с направлением Склады и Транспорт. Так что в теории все смотрится просто фантастически. На практике же сейчас строиться региональная структура, подбирается персонал, который с марта 2018 г. будет заключать контракты и думаю под конец 2018 г. уже будут какие-то результаты.

Туризм. Сезон прошел не так, как ожидалось. Да, в плюсе, но это крохи от того, что можно получить. Виной всему ужасное состояние инфраструктуры, которую мы только с конца сентября начали обновлять. Первое что мы сделали — построили общежитие для персонала на 100 мест. Ранее персонал жил просто в подвальном или цокольном помещении без кондиционера, душа и прочих плюшек. Теперь все чисто и красиво. Причем бюджетно. Сделали полный ребрендинг всех объектов, завязали на один бренд. Начали делать поточные ремонты и подготовку к следующему сезону. С марта начнем прозванивать старых клиентов и показывать новые номера + делать скидку на предзаказ. Так что думаю улучшим заполняемость.

Инвест-клуб. Живой, существует. Периодически пересекаемся с определенными людьми. Есть интересные предложения. Есть интересные направления. Но я тоже не резиновый. Поэтому из нового — добавился один проект Переселение. Это госпрограмма по сносу хрущевок и строительство на их месте новых высоток. Нужно попробовать присосаться к этому проекту. Там кеша овер много, как и старых домов. Выйдет или нет — ХЗ, ибо не мы такие умные, есть еще парни с мозгами. Но, можно и с ними договориться, кормушки хватит на всех и надолго.

Планы на 2018

Список планов, которые хочу реализовать в следующем году:

  • Получить ВНЖ в одной из европейских стран. Цель: через 5-7 лет получить гражданство, чтобы лет в 40 свалить за океан, купить домик на побережье и отдыхать. Из ЕС выехать в США намного проще.
  • Оптимизировать налоги. Задолбался я работать в белую. Плачу налоги, а когда мне нужно что-то от государства — получаю фигу. Поэтому планирую все делать через Кипр\Кайманы и пр. острова с целью минимизировать налогообложение.
  • Продуктивно работать в уже начатых направлениях.

Вот таким оказался 2017-й год. До конца недели я еще на рабочем месте, так что если что, задавайте вопросы, отвечу.

27 комментариев на “2017-2018

  1. Raoul

    >>Вопрос: нафига вливать лям рублей в статейник, который будет давать ХЗ когда ХЗ сколько рублей.

    Еще один прозревший)) Правда, как справедливо отмечают, у доров плохо с капитализацией. То есть, чтобы их продавать, надо делать не совсем чтобы уж доры.

    Что-то на контент у тебя как-то дохера уходит, ты уверен что это доры?)

    Нравится

    1. Рома Варан Автор записи

      Ну в 2014 тупо заливаешь 500 статей на сайт — через полгода трафик от 3К и доход от 500$. Сейчас этого и близко нет. Трудозатраты увеличились, а выхлоп нет.

      Насчет контента — нужно немного уника на рубрики, а рубрик на некоторых сайтах много, вот и приходиться подмешивать нормальные тексты. Ну, я называю это доры, хотя на самом деле там не генерированный текст, а я бы сказал умно скопированный с других сайтов.

      Нравится

  2. myahtamar

    Роман, удивляюсь многообразию направлений, над которыми работаешь.
    Вопросы:
    1) наверняка есть подчиненные, как строишь организацию внутри, как и кого контролируешь?
    2) откуда столько сил и энергии? что тобой движет ?
    3) в буржнете доры заходят норм?

    Нравится

    1. Рома Варан Автор записи

      1) Да, есть помощники. Без них никак. На данный момент контролирую только руководителей направлений (например есть руководитель по контент-сайтам, по туризму и т.п.). Всего (на сейчас) их 13 человек. От них получаю отчетность ежедневно что и как. Я ставлю стратегические задачи, остальное — на усмотрение руководителя. Мне важен только конечный результат и эффективность работы.
      2) Мной движет лень, т.к. хочу еще 2-3 года поработать и все. Понимаю, пока молодой, есть силы, нужно максимально накопить капитал, чтобы с 35 и до конца просто отдыхать и ни в чем себе не отказывать.
      3) Доры под бурж пока не делаем, хватает ниш здесь. Плюс заметно улучшаем доры. Это уже не те проекты, что были даже 5-6 мес. назад, где основным источником дохода были подписки и СРА, а трафик мизерный. Сейчас в основном делаем доры под Адсен\РСЯ. Фактически 2 года назад начали делать обычные доры, чтобы получить начальный трафик и прощупать сегмент. Сейчас от старого подхода отказываемся и начинаем делать только хорошие проекты на копи-пасте.

      Нравится

      1. Raoul

        А как пришел к такой схеме, напиши? Очень интересно. Руководителей нанимал, или выращивал внутри своих компаний? Или же это скорее что-то вроде партнерских отношений?

        Напиши как все развивалось, с чего начинал, свои мысли по организации, управлению предприятиями. Что используешь, какой софт, может свои наработки? Как удается поднимать такое количество направлений, и потом без проблем находить людей, которым можно ДОВЕРИТЬ бизнес? Ведь это не так уж просто. Есть ли офис?

        Нравится

        1. Рома Варан Автор записи

          Я это называю Лестница. Расскажу на примере, чтобы было понятнее. К примеру решил делать сайт. Вначале пишу сам статьи + ищу автора. Нахожу автора — снимаю с себя часть задач по написанию + ищу еще 1-2 авторов, чтобы закрыть потребности. Когда потребность по авторам закрыта — я поднимаюсь на ступень выше — работаю контент-менеджером + ищу контент-менеджера. Когда и этот пункт закрыт — я поднимаюсь еще выше — стаю руководителем проекта + ищу себе замену. Аналогично и с сотрудниками. Часть начинала с низов и все зависит от сотрудника на каком этапе он остановиться. Если автор не развивается — он останется автором. Если развивается — он растет и рост зависит только от него.

          Как поднимать много направлений: если это новое направление — нужно 100% времени ему уделять, чтобы выстроить структуру, чтобы ты был на вершине. После чего находишь себе замену и начинаешь новый бизнес.

          К примеру, этим летом поднимали туристические объекты. Бывали дни, когда был некомплект по официантам. Мне реально приходилось разносить блюда\напитки. И в этом я не вижу ничего плохого. Зато выловил несколько узких мест, которые впоследствии подкорректировал.

          Персонал — основа. Найти нормально кандидата на любую должность — крайне сложно.Поэтому перебираю большое количество кандидатов + выращиваю свои.

          Офис есть, но он формальный. Там пересекаемся крайне редко. Он сугубо для руководителей направлений.

          Нравится

          1. Raoul

            Это концепция понятна, тут как раз вопросов не возникает. Плюс ты описал на примере, где делегировать вообще не проблема. Авторы и все такое — это просто. А что касается программной части? Ее ты тоже делегируешь? Нанимаешь прогеров в офис или на фрилансе? С прогерами кого не спроси — у всех проблемы.

            Ну и все упирается в контроль. Нужна ведь система какая-то. Или у тебя просто все на словах весь процесс построен? Используешь какой-то таск трекер для постановки задач или софт по управлению проектами? Ведь без должной автоматизации ты просто закопаешься в переписке или переговорах и продуктивность будет невысокая. И масштабировать это все не получится.

            Нравится

            1. Рома Варан Автор записи

              По программистам: к счастью когда еще учился в университете познакомился с человеком, который учился на программиста. Он был моим первым кодером, сейчас рулит разработкой внутри компании. Я ставлю задачи, например нужно написать тизерку для своих нужд, описываю нужные функции что нужно и как. Дальше уже не моя забота. У меня штат кодеров небольшой, сугубо на задачи средней сложности. Очень сложные задачи отдаем на аутсорс в специальные компании по разработке.

              По контролю: сейчас я стараюсь не лезть внутрь процессов, стараюсь контактировать только в руководителями направлений. Есть внутренняя система управления проектами с ограничениями по доступу. К примеру даю задачу руководителю по контент-сайтам сделать сайт на тему Суставы. Он видит это в системе и уже разбивает процесс на этапы и дает задачу семантику, дизайнеру, сеошнику и т.п. Я могу посмотреть на весь процесс, все этапы, кто ответственный, когда дедлайн, если загружены какие-то результаты — могу их посмотреть.

              Нравится

          2. Raoul

            Плюс к тому, постоянное составление ТЗ, десятки уточнений по ходу и корректировки (потому что исполнитель все равно не сделает так как тебе надо сразу) — это ооочень утомительно само по себе. Мне, например, очень утомительно постоянно составлять ТЗ и каждый раз проверять сделанную работу. Это адски неприятный труд. Писать самому — хоть и дольше и типа ты занят, ты не делегируешь — но, блин, от этого получаешь кайф. Это приятно. А вот сидеть и в ворде строчить ТЗ — это не доставляет ни капли удовольствия. С одной стороны, да — ты делегировал. Но с другой стороны, постоянно тебя дергают и отправляют работу на проверки. А проверять надо хорошо, иначе ты не заметишь какого-то косяка — и потом уже будет поздно возвращаться к этому на холодную голову. Короче, либо я неправильно делегирую, либо хз.

            Нравится

            1. Рома Варан Автор записи

              Я не пишу подробное ТЗ, я просто список функций, которые должны быть. ТЗ пишет начальник по разработке, дает мне почитать и если нужно внести правки. Я не очень придираюсь к деталям. Мне неважно, какого цвета автомобиль и сколько у него дверей. Мне главное чтобы он ехал и не ломался по дороге.

              Нравится

      2. Raoul

        Я сам постоянно стремлюсь к подобной схеме, но что-то очень тяжко это все дается. Самый проблемный момент — делегирование. То ли мне дико не везет на людей, то ли я просто законченный перфекционист, но все мои попытки делегировать что-то серьезное заканчиваются какой-то херней. Например, если я сам пишу сервис для своих нужд — у меня получается легко и просто. Пробовал заказывать фрилансерам — на выходе получается монструозное нечто, и потом ты уже тупо зависим от этого разраба, со всеми его недостатками. Вроде пробуешь по-хорошему с людьми — вылазят на голову. Пробуешь жестко — тоже не то. Так тяжело найти этот баланс кнута и пряника.

        Нанимал помощника, чел вроде поначалу себя нормально показал. Потом стал на все забивать, но за деньгами приходил всегда вовремя. Несколько раз я поднимал этот вопрос — да-да, все будет, извини. В итоге мне это надоело и я прекратил с ним сотрудничать. Короче, как-то тяжело все.

        В последнее время склоняюсь к мысли, что надо сразу строить систему, а не пытаться по чуть-чуть делегировать. Надо сразу наверное нанимать несколько человек, взаимная подстраховка и система более устойчивая будет. И выстраивать уже процессы внутри, не боясь косяков или потерь от кого-то одного. Что думаешь?)

        Нравится

        1. Рома Варан Автор записи

          В любом случае наемный работник не сделает на 100% как бы ты этого хотел. Это из области фантастики. Но, если он сделает на 80% — это хороший сотрудник. По программистам — это самый сложный сегмент персонала. Вроде и предлагаешь хорошую оплату и не пыльные условия, а нифига, требуют вдвое больше и при этом не могут подтвердить свой опыт.

          Делегирование в любом случае нужно. Без него рост в разы — невозможен в принципе. Как делать — это сложная задача или в каждом конкретном случае нужно смотреть на сам бизнес, на его узкие места и т.п.

          Нравится

      3. Александр

        Да, Роман, я тоже от многообразия прибалдел. Аж телегу накатал тебе на почту. У меня другие мотивы, но движуха привлекает.

        1. Какую часть пирога отщипывает, например, руководитель контент-проектов, если не секрет? И каким образом он нанят — стандартный трудовой договор, или ип/ип / юр. лицо/ ип?
        2. Большая ли текучка среди руководителей?
        3. Как ты формируешь вознаграждение руководителей/работников — среднее по рынку, или как-то в частном порядке?

        Нравится

        1. Рома Варан Автор записи

          1) Фикс + %. Конкретные цифры, к сожалению, назвать не могу. Но зарабатывает неплохо. Стандартный договор.
          2) Среди руководителей — нет. Это очень серьезные должности и на них я не беру людей с улицы. Это либо выращенные у меня, либо кто-то из другой компании, если это совместный проект с инвестором. Но в любом случае это человек с опытом как минимум 3 года в той области, в которой он работает.
          3) Средняя по рынку + % от эффективности. Иногда бонусы могут быть в несколько раз выше официальной оплаты труда. Сотрудникам такой подход нравиться 🙂

          Нравится

      4. Александр

        4. На каком этапе нанимаешь руководителя и из чего исходишь? Например, для тех же контент-сайтов. Требуемое время, или оборотка по деньгам, уровень отлаженности процесса или что-то другое?

        Нравится

        1. Рома Варан Автор записи

          Когда сам уже не в состоянии рулить по причине занятости. Какого-то конкретного времени или объема дохода нет. Я стараюсь максимально все делегировать. Да, прибыль от этого ниже, но у меня есть время для создания и развития других направлений.

          Нравится

  3. Александр

    Да, я согласен насчет лестницы. Прошел сам — потом нанимаешь персонал. Насчет перфекционизма, увы, это реально большая проблема для руководителя, и на мой взгляд от этого нужно уходить. В сторону конечной прибыли. Ну то есть если реально сотрудник делает 70-80%, это уже очень и очень хорошо. Да, всегда будут дырки, но если на них отвлекаться, надолго застрянешь на одном месте. Зато все будет «идеально».

    У меня уровень работоспособности напрямую зависит от оплаты. Если жадничать или сильно экономить на оплате, в конечном итоге останешься в проигрыше. Стараюсь платить чуть выше рынка + бонусы. Ну и конечно изначально нужно выбирать подходящих людей. Если, например, брать авторов для сайтов, я даю учиться на первых 2 статьях. Если автор косячит и в третьей, надо посылать, толку от него не будет. И такие как правило и сами не против уйти. Перебирать приходится много, даже на моих скромных пока оборотах.

    Роман, только не понял насчет роста.
    1. Ты из авторов в том числе выращиваешь других сотрудников? И до какого уровня дорос твой самый способный автор, если не секрет? Я сколько раз ни пытался мотивировать к росту, получал лишь потерю автора. Ну и в целом, хороший автор это один навык, хороший руководитель — совершенно другой.
    2. Как сотрудники видят, куда расти? Офиса нет, но между собой-то сотрудники как-то коммуницируют?
    3. Насколько сложная структура бизнеса в сайтах? Автор — КМ — редактор — руководитель направления — директор — ты — типа того? Или директора нет, если бизнес без тебя не развивается.

    Нравится

    1. Рома Варан Автор записи

      1) Из авторов выходят хорошие контент-менеджеры, редакторы. Девушка из Казахстана, которая одна из первых пришла ко мне автором, сейчас рулит контент-цехом, а это около 400 авторов. Естественно, из автора сеошника не вырастить. Сеошники вырастают с помощника оптимизатора, линк-менеджера и т.п. Конечно, не всегда, иногда человек приходит автором и все время работает автором.
      2) У любого сотрудника есть начальник. Если он видит что сотрудник работает качественно и эффективно, он предлагает ему лучшие условия и возможности.
      3) сайты под бизнес: Автор — Редактор — КМ — сеошник — закрепленный менеджер, который отвечает на звонки\письма и который разбирается в теме сайта — админ-продажник (сливает лиды) — начальник направления — я. Постоянно с сайтом работает 3 человека (сеошник, менеджер, админ). Начальник больше контролирует плюс разруливает сложные задачи. Я только читаю отчеты 🙂

      Нравится

  4. Raoul

    Раз офис чисто формальный, значит ли это, что ты активно используешь всякие биржи копирайтеров и прочий фриланс? Если так, то работают ли они по договору (но удаленно), либо используешь площадки?

    Нравится

    1. Рома Варан Автор записи

      Я стараюсь не быть привязанным к какому-то месту, поэтому и офис чисто формальный. 99% сотрудников — на фрилансе. Биржи копирайтеров напрямую не использую для написания текстов, только для тестирования новых авторов и пытаюсь их вытянуть в свою биржу. У нас есть много своих закрытых сервисов, в т.ч. и по контенту (Муравейник).

      Часть сотрудников не оформляем, например авторов, КМ, и т.п. Но если под проект есть юр.лицо, например по туризму, то весь персонал оформляется официально. В противном случае меня может взять налоговая за интересные места. Я же стараюсь работать «в белую».

      Нравится

      1. Raoul

        Огромное спасибо за ответы, бесценная инфа. Дал пишу для размышлений. Побольше бы таких годных блоггеров, а не всякой хрени… Респект. Пиши плз почаще, у тебя же офигенный опыт. ЦА конечно тут немного не та, вряд ли особо оценит, но и среди нашего брата дорвейщика-манимейкера есть начинающие предприниматели в других сферах. Мало, но есть.

        Нравится

        1. Рома Варан Автор записи

          Спасибо! Чаще писать сложновато, нет свободного времени. Но все же, постараюсь увеличивать количество публикаций, а то 2 поста за год — как-то несерьезно 🙂

          Нравится

  5. Alexander

    Интересно, в какой евростране можно получить гражданство за 5-7 лет?
    Там вроде сроки намного больше. Нужно сначала ВНЖ, потом ПМЖ, а потом уже ….
    Может лет на 10 затянуться.

    Не хотите сразу в США попробовать по EB-5 программе для инвестора?

    Нравится

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.